Воскресенье, 21.10.2018, 02:51
Приветствую Вас, Гость

Учитель-дефектолог  -  Огрель Марина Александровна , воспитатель Лавринова Зинаида Васильевна

Развитие мелкой моторики

Моторика относится к высшим психическим функциям.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму для того, чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук.

Как же связано развитие тонкой моторики руки с развитием речи ? В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. Функция руки и речь развиваются параллельно. Это должно использоваться в работе с детьми - и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи дошкольника.

         Для развития у детей мелкой моторики дома я рекомендую использовать следующие игрушки:

 - пирамидки,

 - матрешки,

 - башенки,

 - досочки со штырьками и различными насадками (грибочки, елочки и т.п.),

 - игры-шнуровки,

 - рамки-вкладыши,

 - детское пианино,

 - мозаику,

 - конструкторы.

         Также можно использовать подручные материалы:

 - макароны разного цвета и формы (для сортировки и изготовления бус),

 - пуговицы (для изготовления узоров, бус и строительства пирамид),

 - фасоль (для сортировки),

- прищепки (как материал для изготовления «солнышек», «цветочков», «ёжиков» и т. д.).

Рисуем на манке.

         Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкую крупу (например, манку). Покажите ребенку, что на подносе можно рисовать - проведите пальцем по крупе, нарисуйте линию. Потом возьмите пальчик ребенка и тоже проведите по крупе, чтобы получилась яркая контрастная линия. Позвольте малышу самостоятельно нарисовать несколько хаотичных линий. Пусть он рисует разными пальчиками по очереди. Затем переходите к рисованию волнистых линий, различных узоров и простых предметов (в зависимости от возраста, цифр и букв).

         Не ленитесь заниматься с детьми развитием мелкой моторики, это положительным образом скажется на развитии речи и ума ваших детей.

 

         Удачи вам в этих занятиях!